Выход Вход
Наше творчество

ФЕСТИВАЛИ

Категории раздела
Чародей
Театральный проект
Детская студия "Чародей"
Новости
Семейный клуб "Шаг навстречу"

АФИША

Семейный клуб

Форма входа

 Риторика, ораторское искусство - важнейший элемент человеческой культуры.    

Слово "риторика" пришло к нам из греческого языка. Его синонимами являются латинское выражение "ораторское искусство" и русское слово "красноречие".

Ещё в глубокой древности чётко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве - это идея (logos), содержание, то есть риторика - это искусство убеждать. Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали её форму и стиль.

В русской риторической науке обычно подчёркивалось, что красота и выразительность речи нужны для её убедительности. Так, М.В.Ломоносов в "Кратком руководстве к красноречию" отмечал: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению".

Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточённых споров вокруг риторики, основанием для осуждения, которое сопровождало её в течение ряда веков и тысячелетий. И до сих пор слово риторика порой употребляется в негативном смысле. Толковые словари современного русского литературного языка отмечают его переносное значение: "эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность". Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодержательную речь политика, депутата, чиновника.

Не существует единого подхода к определению содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердилась терминология данной науки, нет чёткого разграничения с другими науками.

Таким образом, современная риторика - это наука об убедительной действенной речи в различных ситуациях речевого общения.

 Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки, на которые опирается ораторское искусство.

К одному из видов публичных выступлений можно отнести и развлекательные речи (например, тост во время банкета, речь на банкете), цель которых - развлечь собравшихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Самым распространённым видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относится парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором? Мнения обычно расходятся - однисчитают что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Спор этот не новый. Он ведётся на протяжении всей истории ораторского искусства. Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон произнёс фразу, которая стала крылатой: "Poetae nascuntur, oratores fiunt" (Поэтами рождаются, ораторами делаются).

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Нужно изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

                Тренер, режиссёр Народного театра "ЧАРОДЕЙ" Олег Анатольевич Климентьев
                Телефон для справок: 767-20-03



„Компакт-опросы"

Цель игры — совершенствовать уровень общитель­ности (научиться ограничивать себя крайним экстра­вертам и раскрываться интровертам).

Ход игры. 3 ученика выбирают себе социальную роль (директор лицея, домохозяйка, бомж и др.) и са­дятся в центр круга. Остальные участники игры зада­ют всем трём один и тот же вопрос. Каждый из сидя­щих в центре должен ответить на этот вопрос в соответ­ствии со своей социальной ролью (через 3 секунды пос­ле конца вопроса). Причём, каждый из отвечающих предварительно определяет объём своего высказыва­ния (1, 3, 10 предложений). За точностью выполнения задания следит „хранитель времени".


 

„Ритм"

Цель игры — способствовать совершенствованию спо­собности открытости к собеседнику, пониманию его со­стояния, энергетики, темперамента, направленности.

Ход игры. Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — „ведущий", другой — „зеркало". Руки участников подняты на уро­вень груди и повёрнуты ладонями навстречу друг дру­гу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль „зеркала" пытает­ся отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний „ритм" другого чело­веке и как можно полнее отразить его. При этом полез­но подумать о том, что каждый человек — индивидуальность,

обладающая уникальным психологиче­ским „ритмом", и чтобы правильно понять человека, необходимо прежде всего почувствовать его энергети­ку, темперамент, направленность, динамику, внутрен­нюю экспрессию.




„Эмпатия"

Цель игры — развивать умение „держать контакт глаз", понимать собеседников.

Ход игры. Один из учеников выходит на минуту из класса. Остальные ученики называют три лучшие чер­ты характера или внешности ученика, вышедшего из класса. „Хранитель информации" записывает, кем и что было сказано. Задача ученика, вернувшегося в класс, ориентируясь на мимику, глаза, определить, кто же назвал ту или иную черту, о которой сказал ему „хранитель информации". Группа помогает подсказка­ми: „горячо", „тепло", „холодно". Следует предупре­дить учащихся, что нужно называть только положи­тельные качества.



„Взгляд"

Цель упражнения — научиться управлять своим взглядом, „держать контакт глаз" при общении.

Упражнение выполняется индивидуально, в домаш­ней обстановке:

   Не поворачивая головы, провести взглядом по пе­риметру своего зрения: сверху вниз, влево и т.д.

   Научиться быстро концентрировать свой взгляд на любой точке предмета перед собой. Сконцентрировать затем взгляд на кончике пальца, и при этом, если убрать палец, предмет должен быть виден нерезко.

   Удержать взгляд на точке на стене перед собой в течение нескольких минут так, чтобы кругом всё изображение расплылось.

   Проделать массаж глазных яблок и посмотреть на свои глаза в зеркало. Оценить, появилась ли твёр­дость во взгляде.

Это упражнение повторяется в классе: ученики вы­страиваются в две шеренги друг против друга и выпол­няют упражнение по очереди, контролируя действия своего визави.



„Шериф и убийца"

Цель игры — совершенствовать умение „держать контакт глаз" при общении.

Ход игры. Для игры подготавливаются билеты соот­ветственно числу участников. На двух билетах отмече­ны роли „шерифа" и „убийцы". Другие билеты — пус­тые. Все билеты скручиваются таким образом, чтобы надписи не были видны, и складываются.

Каждый участник выбирает себе билет и старается никому не показывать его.

Участник, выполняющий роль „убийцы", должен взглядом „убивать" других игроков. „Шериф" обязан найти „убийцу", при этом он может ориентироваться на два игровых момента. Во-первых, он определяет „убий-, цу" по глазам. Во-вторых, другие игроки, почувствовав взгляд „убийцы", говорят: „Я убит", тем самым показы­вая „шерифу", кто в группе играет роль „убийцы".

Следует учитывать, что „убийца" может быть найден сразу, но также может остаться не выявленным до кон­ца игры. Значение имеет не результат, а процесс игры.

После каждого тура игры проводится рефлексия: каждый „озвучивает" своё эмоциональное состояние в процессе игры.



„Как живёшь!"

Цель игры — развивать умение пользоваться невер­бальными средствами общения.


Ход игры. Учитель задаёт вопросы; дети, варьируя интонацию слов: „Вот так!*', отвечают на вопросы с помощью жестов:

— Как живёшь?

Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова весело, задорно).

Как идёшь?

Вот так! (По ладони шатают два пальца, ответ исполнен весёлости).

Как бежишь?

Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег; слова дети произносят быстро, „на бегу", чуть задыхаясь).

Ночью спишь?

Вот так! (Две ладони укладываются под щёку, голос отвечающих сладок, чуть растянут, медлителен).

Как даёшь людям добро?

Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость, широта в голосе).

Как берёшь?

Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив).

Как шалишь?

Учащиеся не произносят ничего, а надувают щёки и хлопают легонько по ним.

А грозишь?

Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопро­вождая жест словами с дразнящей интонацией).




  „Телеграф пантомимой"  

Цель игры — привлечь внимание учащихся к невер­бальным средствам общения.


Ход игры. Участники игры делятся на две команды, выстраивающиеся шеренгой друг против друга. Веду­щий подходит к одной из команд и шепчет каждому из ее участников какое-либо существительное. Последние по очереди изображают эти понятия


с помощью мими­ки и жестов. Задача визави — отгадать слово. Затем команды меняются ролями.




 „Разговор через стекло"

Цель игры — помочь ученикам развивать свой „язык жестов".

Ход игры. Двое из участников игры пытаются лишь с помощью жестов договориться о чём-то. Тема сооб­щается одному из них и всем присутствующим (второй ученик на это время выходит из класса). „Держатель темы" передаёт информацию своему

товарищу, стоя перед воображаемым звуконепроницаемым стеклом. Сказать то, что он знает, нужно, очень нужно, но... мешает стекло. Тем не менее, передать придётся.



„А я делаю это так"

Цель игры — помочь ученикам развивать свой „язык жестов".


Ход игры. В центр круга выходят два ученика. За­дача первого — изобразить ряд действий какой-либо деятельности (приготовление борща, заваривание чая, глажение брюк и т.д.). Второй ученик внимательно на­блюдает, затем повторяет все действия,


стараясь в точ­ности имитировать скорость жестов, их траекторию, мимику, положение тела.

Остальные участники игры тоже внимательно на­блюдают и анализируют, насколько удаётся дублёру пластика имитации. Затем участники игры меняются ролями.



„Выбор места"

Цель игры — помочь ученикам осознать, как важно для эффективного общения выбрать для себя место, откуда оптимальнее говорить.


Ход игры. Вся группа разбивается на пары и выпол­няет несколько заданий.


«Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживлённый разговор о чём-то важном для вас в течение 1-2 минут; оборачиваться, разумеет­ся, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями. * Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять.


Вновь начинается диалог, в течение 1-2 минут говорите о своих проблемах. Затем поме­няйтесь позами и продолжайте диалог.

  Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 1-2 минут, последовательно меняя позу и расстояние между собой.

  Один из пары садится за учительский стол, дру­гой — за парту. Пообщайтесь 2-3 минуты. Кому из вас было комфортнее, сильнее была потребность говорить?

Студия

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz